Обучение и сдача экзамена ГИБДД круглый год!

Как тормозить на мотоцикле

Содержание:

Статистика показывает, что более 70% ДТП с участием мотоциклистов происходит из-за ошибок при торможении. Одна из самых часто распространенных – неправильное торможение через переднее колесо. Чтобы снизить риски возникновения аварии, важно изучить физику и правила торможения на двухколесном транспортном средстве. Обычно водители тормозят слишком резко или позже, чем необходимо. Нередки ситуации неправильного использования тормозов. Чтобы избежать многих ошибок, мы подготовили большую статью. Здесь мы подробно расскажем, как правильно тормозить на мотоцикле. Эти правила будет полезно изучить начинающим, а также повторить опытным водителям.

переднее колесо мотоцикла

Тормоза на мотоцикле – для чего?

Все мотоциклы, которые сошли с конвейера за последние 30 лет, имеют передние и задние тормоза. Первые оснащаются дисками и управляются рукояткой руля. Задние управляются ногой.

Передние тормоза необходимы для полной остановки транспортного средства, ската на склоне после торможения или для применения экстренного торможения. В целом, использование передних тормозов оказывается эффективнее, чем задних. Это объясняется применением большей тормозной силы. Однако окончательное решение о применении того или иного тормоза нужно применять в зависимости от положения мотоцикла и погодных условий.

Если ситуация не предполагает экстренного торможения, то важно выполнять маневр плавно. Гораздо проще управлять мотоциклом во время легкого скольжения. Это позволит избежать заноса, особенно на скользкой дороге.

Для наиболее эффективного торможения лучше применять оба тормоза. Это позволит гораздо эффективнее замедлиться или остановиться. Для этого необходимо поочередно нажимать на оба тормоза и контролировать момент остановки. На скользкой поверхности маневр нужно начинать раньше.

Передний тормоз эффективнее использовать первым. Задний помогает остановить транспортное средство в ситуациях, когда наблюдается плохое сцепление с дорожным покрытием.

Что происходит с мотоциклом при торможении

Прежде чем понять, как тормозить на мотоцикле, необходимо рассмотреть саму физику торможения. В первую очередь, нужно понять, какие силы действуют на транспортное средство во время этого процесса. Прежде всего, при нажатии на тормоз усиливается нагрузка на переднее колесо, а на заднее – уменьшается. Это наблюдается из-за переноса нагрузки сзади на перед. В этот момент действует закон Ньютона, благодаря чему можно точно рассчитать нагрузку на переднее колесо.

Если мотоцикл двигается прямо и с небольшим ускорением, то центр тяжести становится инерционным. При этом у любого мотоцикла имеется «сцепной вес», который давит на дорогу колесами. Шины встречают сопротивление от полотна с одинаковой силой. В этой ситуации, чтобы остановить весь мотоцикл, необходимо приложить более значительное усилие, чем инерция. Тормозная система работает на минимальной площади соприкосновения резины и асфальта. И если при торможении приложить слишком большую силу, то мотоцикл может очень сильно заскользить.

Важно учитывать, что мотоцикл – устойчивая система. Во время движения или при ускорении его тяжело завалить на бок. Однако при уменьшении скорости мотоцикл будет стремиться завалиться, поэтому иногда приходится выставить ногу для торможения. Дополнительную устойчивость может придать ABS.

мотоциклистка на мотодроме

Тормозной путь мотоцикла и остановочный – в чем отличие?

Говоря простыми словами, тормозной путь – это черные полосы, которые оставляют колеса на асфальте во время торможения. Определить путь можно, если просчитать разницу от начала применения тормоза до полной остановки.

Остановочный путь – это дистанция, которую мотоцикл проехал с обнаружения потенциальной опасности до окончательного торможения. По сути, он определяет период реакции водителя в разных сложных ситуациях.

Тормозной путь может быть разным. Он зависит от следующих факторов:

  • Длинной базы самого мотоцикла. Мы уже отметили, что при торможении весь центр тяжести смещается вперед. Из-за этого транспортное средство может перевернуться, если применить слишком много силы. В этом случае, чем длиннее база, тем меньше шансов, что транспортное средство перевернется.
  • От центра тяжести. Чем ниже центр тяжести, тем больше мотоцикл будет стремиться к земле. Это не позволит перевернуться. В процессе езды водители могут сдвигать сиденье вперед/назад, а также перевозить багаж. Все эти манипуляции понижают центр тяжести, что дает дополнительные «плюсы» при торможении.
  • Качества и типа шин. В условиях экстренного торможения мягкие шины показывают лучшую устойчивость, чем жесткие. Желательно выбирать липкие покрышки, которые уменьшают тормозной путь и сокращают время торможения на любой дороге.
  • Исправности тормозной системы. Неотремонтированные или изношенные тормоза могут привести к серьезной аварии. Именно поэтому важно вовремя проходить технические осмотры и менять неисправные детали.

Что стоит учитывать при торможении

  • Тормозной путь. На него напрямую влияет разные параметры и факторы, а также реакция водителя.
  • Экипировка. Казалось бы, как обмундирование может влиять на торможение. Однако выбор одежды не по погоде может снизить скорость реакции, из-за чего торможение может произойти не вовремя.
  • Каким тормозом тормозить на мотоцикле. Если езда происходит на ровной дороге, то оптимально выбирать два тормоза. Однако в большинстве случаев достаточно только переднего.
  • Качество и состояние шин. Изношенные шины снижают сцепление с дорогой, что ухудшает маневренность.
  • ABS. Как правильно тормозить на мотоцикле без АБС? Важно выдерживать плавность, а также начинать торможение заранее. Наличие ABS – большой «плюс». Система не даст колесам заблокироваться на скользком или сложном участке.

мотоциклист поворачивает

Правила торможения в различных условиях

Погодные и дорожные условия сильно влияют на выбор метода торможения на дорогах. Важно объективно оценивать дорожную ситуацию, чтобы избежать рисков попадания в ДТП. В частности, это касается:

  • Поворотов. При таком маневре контакт с дорогой снижается. Важно входить в поворот на низкой скорости и тормозить плавно. Нельзя тормозить в повороте на высокой скорости.
  • Скользкая дорога. При таком состоянии дорожного полотна важно ехать медленно и выдерживать дистанцию до впереди едущего автомобиля. В целом, правила торможения не будут отличаться от нормальных погодных условий.
  • Наличие разметки или лишних предметов на дороге. На разметке желательно не тормозить, так как велик риск заноса из-за скольжения. Это же касается опавших листьев, масляных пятен и других загрязненных участков дороги.
  • Песок на проезжей части. На песке лучше тормозить мотором. Многие мотоциклисты интересуются, можно ли тормозить двигателем на мотоцикле? Отвечаем: да. Для этого нужно отпустить рычаг газа и помогать задним тормозом.
  • На спуске. При движении по наклону нежелательно нажимать на передний тормоз. Оптимально плавно нажимать на задний тормоз или тормозить двигателем.
  • Перевозка пассажиров или груза. В этой ситуации нужно хорошо жать на задний тормоз и аккуратно на передний.

Техники торможения на мотоцикле

Как тормозить на скорости на мотоцикле? Для этого нужно предпринять следующие действия:

  • Закрыть газ. При торможении и открытом газе мотоцикл с 90% вероятностью упадет. Нужно научиться закрывать газ до того, так как рука нажмет рукоятку тормоза. Обычно нужно кистью закрыть газ и двигать руку от себя. Дальше пальцы уже поджимают тормоз.
  • На рукоятку переднего тормоза важно нажимать плавно. Резкое нажатие не всегда приводит к хорошему результату. С большой долей вероятности колесо просто заблокируется, и мотоцикл может перевернуться. Это происходит из-за перегруженности передней подвески и маленького сцепления с дорогой. Нельзя нажимать на тормоз прерывисто. Важно обеспечить именно плавное нажатие.
  • Пальцы важно держать на рычагах. Так как в плотном городском потоке машин и пешеходов торможение может произойти в любой момент, важно всегда контролировать рычаг. Это позволит затормозить вовремя.
  • Не давить на руль. Перенос веса на руль чревато падением с мотоцикла. К тому же, из-за сильного давления на руль будет тяжело контролировать усилие, с которым нужно нажать рукоятку тормоза. Важно, чтобы руки чувствовали себя расслаблено при торможении.
  • Желательно выпрямить руки для сопротивления инерции.

мотоциклист выполняет упражнение

Как блокировка колес влияет на торможение

Блокировка колеса – это ситуация, когда оно полностью обездвиживается. При этом сам мотоцикл продолжает ехать по инерции. Что делать в этом случае? Сразу отпустить передний тормоз и сразу начинать нажимать его плавно. Задний тормоз необходимо плавно отпускать. Если сильно нажать на задний тормоз в этой ситуации, то можно упасть вместе с мотоциклом.

Ошибки начинающих мотоциклистов

Молодые мотоциклисты могут совершать распространенные ошибки, среди которых:

  • Торможение исключительно передним тормозом. Задний тормоз тоже важен, однако желательно использовать его одновременно с передним.
  • Тормозить при вывернутом руле. Нельзя делать два дела одновременно. Нужно либо останавливаться, либо маневрировать.
  • Пытаться проскочить на желтый свет. Если придется резко тормозить на перекрестке, то велик риск упасть с мотоциклом.
  • Начинать торможение не вовремя. Чем выше скорость, тем раньше нужно начинать торможение. Это же правило касается торможения на скользкой дороге.
  • Не проверять работу тормозов заранее. Каждая модель мотоцикла имеет индивидуальную тормозную систему. Если Вы садитесь на какую-то марку в первый раз, то важно проверить работу тормозной системы заранее на свободной площадке.

Узнать больше о торможении и вождении вы сможете, пройдя обучение на мотоцикл.

Рассказать друзьям
Последние статьи